Парусный клуб Труд

Парусный клуб Труд

Данная страница является открытым информационным истрическим ресурсом, повященная Московскому парусному яхт-клубу "Труд". Присоединиться к живому общению, обменяться воспоминаниями, фотографиями Вы можете в телеграм-канале "История яхт-клуба Труд-Москва" 

Яхт-клуб ТРУД

Как и все основные яхт-клубы Долгопрудного яхт-клуб «Труд» образовался «вместе с каналом» 1937гг, когда открыли каналы Волго-Балт и им. Москвы, территория будущего «Труда» получила из Ленинграда несколько яхт.

В последствии, после Великой Отечественной Войны клубы «Крылья Советов» и «Энергия» начали хозяйствовать на территории активнее.

Первыми тренерами-наставниками стали от клуба «Энергия» Сахарова Екатерина Ивановна, от которой впоследствии вышли такие знаменитые гонщики как Виктор Яковлевич Потапов, а от клуба «Крылья Советов» - Зворыкин Дмитрий Леонидович, воспитавший плеяду замечательных гонщиков и яхтсменов, включая Чумакова Александра, Будникова Бориса Федоровича, Козлова Виктора Александровича. В 1953-м году парусная секция «Крыльев Советов» во главе со Зворыкиным перешла в яхт-клуб «Наука» (ныне «Буревестник») а парусная секция клуба «Энергия» была преобразована в яхт-клуб, который получил название «Труд», от курировавшего его московского профсоюза с одноименным названием.

Вместе с Сахаровой Екатериной Ивановной в клубе остался также тренером и знаменитый гонщик Чумаков Александр Александрович.

Флот. Яхт-клуб «Труд» на долгие годы объединил спортсменов-любителей профсоюзов Москвы в Добровольное Спортивное Общество (ДСО «Труд»). Основной костяк клуба состоял из работников Института точной механики и вычислительной техники и Института радиомеханики. При клубе функционировало Детская Спортивная секция, команда Труда.

Исходно флот детской секции состоял исключительно из «Ершей» и первые наборы прошли через этот класс. В 1968-м году в яхт-клубе появились более практичные Оптимисты, Кадеты, которые дали большой рост детско-юношеской школе.

Несмотря на достаточно большое число яхт (порядка 15 Кадетов, 20 Оптимистов), их все равно не хватало – на каждой яхте было закреплено по 2-3 экипажа. В 1973-м в клуб пришли ОК-Динги – класс, подводящий юниоров к взрослому олимпийскому классу «Финн», и ребята из первого набора, кто постарше, пересели на него. (В клуб было куплено 15 лодок ОК-динги, куда перешли ребята с Кадетов) В 1974-м году пришли 10 пластиковых немецких финнов и молодым ребятам можно было совмещать 2 класса.

Тренировки проходили 2-3 раза в неделю. В зимний период занимались ОФП. Снимали бассейн Чайка (рядом с Крымским мостом) и все спортсмены ходили туда. По воскресеньям устраивали лыжные гонки по лесу.

Во времена своего расцвета яхт-клуб обладал внушительным флотом разнообразных яхт: детские лодки (оптимисты, кадеты, 420, 470, ОК-Динги, Финны), а также большой флот крейсерских, гоночно-крейсерских яхт: самостроев и серийных лодок, в том числе олимпийских классов (торнадо, Звездный, Дракон и прочих). Гавань яхт-клуба была полна яхт. Парусная жизнь в ней кипела.

Спортсмены детской секции и взрослые гонщики постоянно выступали в соревнованиях от клубных до первенств и чемпионатов СССР.

В яхт-клубе также проводились и всесоюзные соревнования. На соседней базе ЦВМК им. И.П. Баранова регулярно проводились сборы сборных команд. Такое соседство несомненно помогало растить сильных гонщиков.

Инфраструктура клуба.

Клуб постепенно расстраивался, от скромных зданий сарайного типа 40-х годов к 70-м гг. мог похвастаться уже капитальными постройками, эллингами для ремонта яхт и катеров и складами. Функционировала 2х этажная гостиница, где часто жили дети-спортсмены, посещающие секцию, а летом парусный лагерь. Спуск – подъем судов осуществлялся 2мя кранами: легким-гуськом и серьезным тяжелым краном, каких на акватории Клязьминского водохранилища было два-три, а также рельсами в воду. Известная советская газета «Труд» после покупки собственной яхты символично поставила ее в яхт-клуб «Труд». 2й часовой завод «Слава» держал свой дебаркадер в гавани клуба, и также заводскую яхту швертбот Витязь.

Значительную опору в развитии клуба составляли взрослые яхтсмены, специалисты различных профессий, влюбленные в парус. Они были хранителями традиций, поддерживали большие крейсерские яхты, развивали инфраструктуру яхт-клуба, помогали в организации и судействе соревнований. Например, М.П. Далецкий участвовал в развитии клуба с 1945 года, семья Нагорских (Валентин, Татьяна) организовывали дальние походы на крейсерских яхтах. Капустин Вадим Аркадьевич, пришел в клуб в 1964 г. и проработал в нем до разрушения клуба. Работал судьей соревнований, мотористом катера "Буран", на кране, а также - главным энергетиком клуба и некоторое время – директором яхт-клуба.

Марк Павлович Далецкий, в конце жизни яхтенный капитан, работал во ВНИИРЭ (стало ВНИИ Альтаир). Он организовал парусную секцию своего предприятия в нашем клубе. У них были яхта Мка 1515 и казанка, моторка. Потом еще немецкий компромисс Нева. Из известных людей из секции вышел Вадим Капустин, а так прошло много народу, много молодежи. Ходили в походы, участвовали в гонках.

Отдельной вехой в жизни клуба стало строительство примечательной по тем временам (1969) яхты Паллада. О ней жива память и по сей день. Задумывалась эта большая 13-ти метровая яхта для гонок в холодной Балтике, и должна была быть конкурентной морским Л-6 Ленинградской верфи, а заодно, и удивлять комфортом. Строилась силами энтузиастов под руководством Ширманова Петра Петровича в свободное от работы время, с девизом «работаем, не как на работе», что позволило построить первоклассное судно за 3.5 года. Паллада ходила из Москвы своим ходом на Белое море, Ладогу, Онегу, Турцию и, конечно, в длинные гонки на Балтику.

Несмотря на приличную удаленность яхт-клуба от жилых районов Долгопрудного, и тем более от Москвы, клуб был популярен и очень посещаем. Спортсмены добирались пешком от электрички, летом от пристани под яхт-клубом Спартак их забирал собственный корабль «Грозный».

Тренеры: были тренеры детские, были и взрослых тренирующие…

Детей было много, клуб имел хорошее обеспечение спортивными судами по профсоюзной линии.

Тренеры, тренирующие детей:

  1. Сахарова Екатерина Ивановна – первый и самый главный старожил детской парусной секции. Всю себя посветила парусу, гонялась и тренировала всю свою жизнь. Занималась начальной подготовкой в том числе. Неоднократный призер и победитель первенств.
  2. Зворыкин Дмитрий Леонидович – до 1953 года
  3. Мохов Олег Николаевич
  4. Чариков Алексей Алексеевич
  5. Николаев Борис Александрович – старший тренер.
  6. Скачков Виктор Андреевич – тренер (оптимист, кадет, 420) уделявший огромное внимание совершенствованию материальной части и обеспечению гоночной матчастью детей. В мастерской «Труда» силами Виктора Андреевича возникла первая в столичном регионе парусная мастерская. И это была необходимость. За шесть плодотворных лет, проведенных в «Труде» Скачков построил 3 катамарана и 2 оптимиста, из многочисленных спортивных яхт построенных Скачковым за всю его деятельность. Вооружению яхт, пошиву парусов и постройке гоночных яхт для юных перспективных спортсменов уделял большое значение.
  7. Тейтельбаум Борис Шмерелевич. Занимался подросшими спортсменами и всем понемногу.
  8. Чумаков Александр Александрович – известный гонщик, участник Олимпиады 52 года в Финляндии, второй тренер Потапова В.Я., Тренировал взрослых спортсменов, Драконы.
  9. Яковлев Александр Борисович
  10. Дробышев Владимир Ильич
  11. Травкин Леонид Михайлович
  12. Касатов Александр Витальевич
  13. Афонькин Вячеслав
  14. Бякин Николай Георгиевич
  15. Пономаренко Александр

Спортсмены, вышедшие из клуба:

Из самых старших именитых яхтсменов яхт-клуба известен Виктор Александрович Козлов, воспитанник Дмитрия Зворыкина, финнист, долгое время – член сборной команды СССР, на котором выросли в дальнейшем советские олимпийские медалисты Валентин Манкин, Виктор Потапов.

Яхт-клуб «Труд» стал первой гаванью для знаменитого долгопрудненца Виктора Яковлевича Потапова, бронзового призера олимпийских игр 1972 года, двукратного чемпионат мира. Виктор родился и вырос на горе Покровка рядом с клубом. В яхт-клубе работал его отец и занималась вся многочисленная семья Виктора Яковлевича: трое старших братьев (Владимир, Валентин, Александр) и младшая сестра.

Любимым воспитанником Екатерины Ивановны Сахаровой был Владимир Леонтьев, один из сильнейших советских гонщиков СССР в Летучем Голландце, Одиннадцатикратный чемпион СССР, участник трёх Олимпийских игр, Мастер спорта международного класса.

В различные годы существования клуба и детской секции здесь воспитывались много известных спортсменов Москвы, России, СССР. И наряду с яхт-клубами «Водник» и «Спартак» из Труда вышло большое количество воспитанников, многие из которых до сих пор продолжают парусное дело: Разумнов Иван, Столбов В., Жуков Владимир, Жилко , Боровин Геннадий, Разумнов Валерий, Хлебушкин Алексей (бессменный директор яхт-клуба МГУ, после Наумова Алексея Анатольевича), Фомины Михаил и Алексей, Петрига Михаил, Заботин Сергей, Николаев Александр, Городецкие Людмила и Сергей, Костров Владимир, Соловейчик Артем, Апухтин Михаил, Полтанов Андрей, Насиповы Владимир (тренер по парусу) и Юрий, Березкины Денис и Дмитрий ( член сборной страны в 470), Кустов Олег (спортсмен и музыкант), Прохоров Александр, Пульковы отец и сын,  Ушков Валерий (Луч, Торнадо), Призеры и победители Первенство СССР Афонькин Александр и Крылов Алексей, Черников Игорь, Насипов Юра, Жаворонков Андрей, Кашаев Михаил, Елисеев Андрей, Анохины Павел и Сергей, Екатерина Городецкая, Капустин Алексей….

Новая История. Закрытие.

Прекрасно организованный яхт-клуб «Труд» закончил свое существование примерно в 2007-2010 гг.

В годы Перестройки старт развалу клуба дал тогдашний директор Смирнов: у Скачкова отняли помещения под мастерскую, детские яхты выставили за забор. Под предлогом «у вас здесь все неправильно устроено. Мы снесем и построим правильно» начали постепенно выживать спортсменов, снесли капитальные здания. Ушли крейсера, детскую секцию закрыли, Палладу продали (к большому сожалению ее экипажа, чьими руками она была построена). Не помогли ни прокуроры, ни вышестоящее начальство. Чуть позже на прилегающих высоких берегах клуба начали появляться коттеджи…

Под занавес спилили тяжелый кран. На территорию перестали пускать. Шли многочисленные суды… и от некогда хорошего яхт-клуба, в котором бурлила жизнь, остались одни воспоминания.